Новости
30 августа 2017, 06:04

Снова лучшие. Егорьевский музей вновь стал победителем всероссийского конкурса

№ 34 от 23 августа 2017 г.

В начале августа в Белгороде завершился финальный этап всероссийского конкурса «Туристический сувенир». Первое место в номинации «Сувенир региона» завоевал Егорьевский историко-художественный музей. На конкурс наши музейщики привезли коллекцию сувениров, объединенных общей темой гуслицкой росписи – традиционного для наших мест народного промысла, который несколько лет назад взялись возрождать в музее.

Сувенир как символ развития туризма

В последние несколько лет главным трендом в развитии туризма стали путешествия по России. Спасибо санкциям, изучать родную страну сегодня стало популярно и модно. Собственно, в целях развития внутреннего туризма и проводится вот уже несколько лет конкурс «Туристический сувенир», организованный крупными профессионалами туристической отрасли. Потому что они – профессионалы – очень хорошо понимают, что сувенир – это не просто дежурный магнитик на холодильник. Это прежде всего эмоции, воспоминания о поездке, крохотный кусочек города, привезенный с собой.

Ну какой человек сможет вернуться из Тулы без пряника, из Ростова Великого без финифти, из Ельца без кружева и т.д.? У крупных, популярных туристических городов, как правило, всегда есть свои исторически закрепившиеся символы. А вот небольшие, малоизвестные города с богатым, но пока нераскрытым туристическим потенциалом похвастаться подобным, увы, чаще всего не могут, поэтому ассортимент сувениров представлен безликими рядами кружек, магнитов и китайского ширпотреба.

Современного туриста таким не впечатлить. Он – турист – хочет, чтобы сувенир был, во-первых, уникальным, то есть четко ассоциировался с местностью или городом, во-вторых, был функциональным. Не очередная безделушка для сбора пыли, а предмет, который можно использовать в повседневной жизни. Несколько лет назад в Егорьевском музее замахнулись на создание подобного сувенира, который мог бы одновременно стать и символом города. Результат этих усилий и повезли на конкурс. Бороться за победу пришлось с двумя сотнями участников из разных городов.

История длиной в несколько лет

В финале конкурса Егорьевский музей ждала серьезная конкуренция – Ростовская финифть, Торжокские золотошвейки, Владимир с его богатейшей историей и традициями Золотого Кольца, Тула с пряниками и оружейниками. Всего 200 участников в 10 номинациях, плюс в каждой номинации – три ценовые категории. В высокой категории наши музейщики показали шелковые платки, в средней – деревянные шкатулки, в низкой – магнитные рамки для фотографий. Такие далекие, на первый взгляд, вещи объединяло одно – ручная роспись с элементами гуслицкой росписи.

В XVII-XIX веках певческие книги старообрядцев, украшенные этим ярким замысловатым орнаментом, были знамениты на всю Россию. К концу 20-го века не только техника, но и представление о гуслицкой росписи было окончательно утеряно. Амбициозную задачу возродить ее в статусе народного промысла и уникального символа нашей местности сотрудники Егорьевского музея поставили себе несколько лет назад. Как это было, и что вышло в итоге, мы попросили рассказать директора Наталью Николаевну Артемову.

- Все началось еще в начале нулевых, когда Егорьевский музей выступил с инициативой и рассказал о старообрядческих книгах с орнаментами, которые хранятся в коллекции музея. Мы пришли в 8-ю школу (там тогда были классы с эстетическим уклоном, детей учили живописи и графике) и попытались увлечь педагогов своей идеей. Они пошли навстречу. Школа работала в комплексе с педучилищем, поэтому вскоре там появился спецкурс по гуслицкой росписи. Ученики и преподаватели работали с музейными первоисточниками и постепенно создали целую серию сувенирной продукции на деревянных заготовках.

На снимках: неповторимая гуслицкая роспись превосходно сочетается не только с традиционными предметами быта вроде платков и шкатулок, но и с современными аксессуарами – очешниками и магнитными рамками для фотографий.

Загвоздка была в том, что все эти сувениры существовали в единичном экземпляре. То есть превратить нашу идею в промысел – когда создание некой продукции поставлено на поток – у нас не вышло. В свой художественный салон мы те сувениры так и не получили. При этом студенты училища при этом выпускались с навыком, который в реальной жизни было негде применить.

Закономерный финал

- Мы поняли, что нужно что-то менять, и в 2015 г. подали в благотворительный фонд Тимченко заявку на грант на возрождение промысла, – рассказывает Артемова. – Получили грант, сделали методические разработки и набрали первый курс. Около 20 человек, в основном из жителей Шувое, где как раз очень сильны традиции старообрядчества.

Но и в этот раз не обошлось без сложностей. Обучение завершилось успешно, и музей, наконец, получил первые образцы, которые можно было продавать в качестве сувениров. Но так как выпускники первого потока работали с бумагой, ассортимент получился соответствующим - конверты, открытки, обложки для книг, бумажные фоторамки. И тут возник вопрос, как их продавать. Объективно гуслицкая роспись – очень сложная, делается в 3-4 слоя, тончайшей штриховкой. Цена такого кропотливого ручного труда низкой быть не может. Но сколько субъективно человек готов заплатить за бумажный конвертик? Да и практическая ценность таких вещиц в современных реалиях откровенно невысока. Поэтому еще через год сотрудники музея дали в городских газетах, в интернете объявления о наборе еще одного курса. Пройти обучение, при наличии минимального умения обращаться с кисточкой, мог любой желающий и совершенно бесплатно.

- Мы решили делать роспись по коже, – вспоминает Наталья Николаевна. – Нашим партнером стала обувная фабрика «Котофей». По нашим лекалам они делают заготовки, мы их передаем мастерицам из числа тех, кто прошел у нас обучение, а затем готовые изделия попадают к нам в салон, где их могут приобрести как туристы, так и жители Егорьевска, например, в подарок родственникам из других городов, деловым партнерам, гостям на свадьбах и детских праздниках.

Первые места на конкурсе заняли кожаные фоторамки на магнитах и шелковые платки. Но ассортимент изделий, представленных в салоне, намного шире – кожаные чехлы для гаджетов, кошельки, клатчи, очешники, визитницы, блокноты и многое-многое другое, вплоть до детских книжек-раскрасок. Так что можно сказать, что с задачей превратить гуслицкую роспись в народный промысел в музее справились, а победа на конкурсе – красноречивое тому подтверждение.

НАША СПРАВКА

История возникновения гуслицкой росписи вплотную связана с историей нашего края. В конце XVII века после стрелецких бунтов «в Гуслицкие леса и болота бежали гонимые за старую веру царём стрельцы и бояре». Постепенно в Гуслицах, как называли эту часть Егорьевского и Орехово-Зуевского районов, сложилась одна из крупнейших в России общин старообрядцев, которые расписывали свои церковные книги особым способом – замысловатым цветным узором из тонкой штриховки. Книги были знамениты на всю Россию, и впоследствии техника получила название гуслицкой росписи по названию местности.

Елена ЛЕЛИКОВА. Фото автора.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg